Любовь уходящая в небо…

Сижу на террасе кафе на Пестеля. Одним глазом вижу Пантелеймоновскую церковь, другим – угол летнего сада. Заказала капучино на кокосовом молоке- блага цивилизации =) Жду.

И вдруг монотонный шум проезжающих  мимо машин обрывает звенящий гул с неба. Истребители. Летяяяяят… 

Стройные ряды и характерный шум переносят меня в небо, и в воспоминания о дяде. Он был пилотом истребителя и человеком широкой души. Рвался в небо с детства, а бабушка рвала на себе волосы, потому что страшно, непонятно и “куда ты, я же поседею”.

Дядя Вася, или Василий Кондратьевич, как его до сих пор уважительно называют знакомые, был романтиком. Земли ему было мало, взор устремлялся в небо каждый раз при визге самолёта. Бабушка в этот момент крестилась и молилась, а он думал, как в один прекрасный день он сядет за штурвал, и его унесёт ветер свободы. 

Ветер свободы в советском союзе был ограничен. На тот момент (примерно 50 лет назад) было всего два лётных училища. По моему, один в Москве и один в Киеве. Живя в западной Белоруси, дядя навострился на Киев. Брали единиц. Самых-самых и по “голове”, и по здоровью. Учился он отлично. А для здоровья – каждый день делал зарядку и обливался холодной водой. Даже зимой!

Помню, как-то говорила с ним по телефону (что было не часто), пожаловалась ему, что скоро экзамен, ничего не успела выучить и буду всю ночь учить. Он ответил: “Анечка, лучше идти спать сейчас и хорошенько выспись, свежая голова соображает намного лучше”. Он был прав. Я тогда его не послушала, но сейчас знаю, что концентрация решает 90% вопросов. Верный фокус может повернуть жизнь в нужное русло. А чтобы “держать” фокус, нужна свежая голова.

С девизом “держи ноги в тепле, а голову в холоде” дядя уехал поступать. Бабушка продолжала креститься и молиться, а юный подросток переживал, что его не возьмут, потому что он низкий и маленький. (Помню, мерила дядин парадно-выходной пиджак с медалями, он мне был всего на один размер велик.) Но этот “недостаток” оказался лотерейным билетом. Его взяли в военные летчики, в пилоты истребителей. Где и твоим, и самолёта главным преимуществом является манёвренность. Маленький, юркий, шустрый, запрыгнул, полетел. Главное: зрение, способность выдерживать перегрузки около 9 джи, вес более 48 кг, чтобы парашют сработал, и Любовь… Любовь к небу ✈

Он поступил, написал письмо бабушке. Она прорыдала двое суток. Потом взяла себя в руки и продолжала молиться, чтоб не было войны. Дядя был на страже страны. И я рада, что это было в мирное время. Не думаю, что человек с таким большим сердцем смог бы убить, даже в жестоких военных условиях. 

Пока он учился, в деревню в Белоруссии приходили его письма. А когда он приезжал сам, привозил с собой коробочку. И дарил ее моей маме. В сокровенной коробочке были маленькие шоколадочки. Каждая завёрнута в отдельную упаковку, сложена стопочка к стопочке. Таких в магазине не продавали. Даже обычные конфеты были редкостью, не то что шоколад. Так что старшего брата (дядя старше мамы на 10 лет, но эта разница не помешала им обоим любить  друг друга до одури) моя мама ждала с нетерпением. Уже потом, спустя годы, она поняла, что это ему выдавали шоколад за “вредность”, чтобы компенсировать лётные перегрузки и закинуться нужными калориями. А он сам не ел, складывал ей 😇

После учебы его отправили служить на советскую авиабазу в Монголию. Потом в Грузию. А уже к моменту, когда я появилась на свет и немного подросла, он вышел на военную авиационную пенсию и вернулся обратно в Белорусь. Советский Союз развалился. Карьере летчика пришёл конец. Но небо навсегда осталось в его сердце.

В гостиной его дома висят черно-белые фотографии: дядя в самолёте, у самолёта, с друзьями-пилотами. “О, шапка!”, – кричу я тыкая на одну из фото. “Аня, это не шапка, это шлем!”. Но я то знаю, что это шапка, которую я нашла одним летом в закромах у бабушки, надевала её и играла в летчика. Это было жутко интересно, потому что “шапка” была с завязками и микрофоном! Микрофоном!! И ещё какими-то проводами, которые я притворялась, что куда-то вставляю. 

Я не успела узнать дядю так хорошо, как хотелось бы. Он ушёл в небо навсегда, когда мне было 17 лет. Но я успела узнать его душу. Душу мечтателя и романтика. Душу человека, который мог провести со мной весь день, показывая Брестскую крепость, и покупая мне бесчисленное количество мороженного и газировки. Душу первооткрывателя и исследователя. Человека, который воплотил свою мечту в реальность “несмотря на”. Человека, который мог выкурить за вечер пачку сигарет. Человека, который очень любил свою семью и чувствовал сердцем. Человека, доброта которого накрывала даже далеких от него людей. 

Сейчас все вспоминают его с уважением и благодарностью. А я думаю о нем, как о своём кумире. Кумире, в котором одновременно воплотились ценные мне качества: смелость, мужество, чуткость, доброта и мечтательство. 

Сегодня, когда ветер свободы дует гораздо сильнее, пример дяди говорит о том, что мечтать не вредно! Мечтать полезно! Силы нам, открытого сердца и пусть наши мнимые недостатки обернуться достоинствами, ведь это может быть наш лотерейный билет. 

5 thoughts on “Любовь уходящая в небо…

  1. Удивительно! Но с момента “не .. смог бы убить..” и до конца рассказа – слезы:( . Спасибо за знакомство с Василием Кондратьевичем!

    Liked by 2 people

Leave a comment